Воскресенье, 19.05.2024, 22:35
Приветствую Вас Гость | RSS

"РАЗУМка"

Категории раздела
Мои статьи [1]
Педагогическое проектирование [0]
воспитательная работа в классном коллективе
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Л.В.Федотова

учитель начальных классов, 4 класс А

   Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если человек проявляет плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее его отсутствием. Благодаря воспитанию человек развиваясь, готовится к жизни в обществе, среди людей, к цивилизованному поведению, у него формируются такие качества как  гражданственность, гуманизм, любовь  к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбие, уважение к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, он учится разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации возможностей.

Кроме того, современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.[2] А человек, который в наше время призван целенаправленно управлять процессом развития личности, конечно же, классный руководитель.

Процесс воспитания реализуется в последовательном решении ряда педагогических ситуаций, системе действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;

 - проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);

 - рефлексия (проверка, оценка результатов)

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы. А вот об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.[ 2 ]

Приходит время, и первоклассники спешат на встречу с первым учителем, с новым, важным в жизни каждого  школьника, человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, кон­кретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стрем­ление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. И мой опыт говорит о том, что такой путь есть, он основан на прин­ципах личностно-гуманного и деятельностного подхода, на  идее сотрудничества.

Главным в воспитании, с точки зрения деятельностного подхода, является совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Я стараюсь их вырабатывать вместе с детьми. Этот совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Они важны и для меня, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

Личность младшего школьника духовно обогащают следующие «способы совместного бытия педагога и детей, детей друг с другом:

·         в познавательной сфере – со-зерцание, со-средоточение, со-отнесение, со-поставление, со-мнение;

·         в эмоциональной сфере – со-участие, со-переживание, со-чувствие, со-страдание;

·         в поведенческо-волевой сфере – со-зидание, со-трудничество, со-действие, со-противление, со-ревнование

Именно в области духа мы с детьми – со-трудники» [1, с.51].

Организуя жизнь классного коллектива, начиная с первых дней, стараюсь придерживаться следующих принципов:

*воспитание – это жизнь рядом и вместе, наладить такие взаимоотношения с детьми и их родителями, чтобы им хотелось общаться с классным руководителем. При встрече с родителями рассказываю что-нибудь интересное о ребёнке, которого учу, интересуюсь жизнью ребёнка в семье, другими членами  семьи. На родительских собраниях не говорю ничего плохого – ни о взрослых, ни о детях, стараюсь найти и рассказать о том, что хорошо, что получилось, открыть и показать что-то новое в детях;

* изучение особенностей воспитанников и мониторинг воспитательного процесса. Сделать воспитательную работу более эффективной помогает диагностика индивидуальных особенностей личности ребёнка (общие сведения, способности, темперамент, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности) и межличностных отношений в коллективе (социометрия, социально-психологический климат в классе).

* педагогика сотрудничества. Опираясь на известную методику организации коллективного творческого дела И. П. Иванова, я выработала свою систему включения школьников в отношения сотрудничества в микрогруппах, когда весь цикл – от зарождения идеи до получения результата – я прохожу вместе с моими детьми, обеспечивая их личностное включение во все этапы деятельности. С первого года обучения, со дня рождения нашего класса, появились и органы самоуправления – малые творческие группы и актив класса. Когда прошла целенаправленная работа по знакомству детей друг с другом, я провела социометрическое исследование, по итогам которого выявились лидеры (пять человек). Школьники, набравшие большее количество выборов, стали один лидером класса, другой старостой. Оставшиеся трое ребят – стали лидерами групп, затем они выбрали по одному человеку, с которым бы они хотели пойти вместе в трудный поход, а затем это же делали дети, которых уже выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик выбирает девочку, и так до тех пор, пока класс не разобьётся на группы. Каждый микроколлектив определяется с названием и девизом.

    Далее ребята  определили, какие дела нужно выполнять. Так мы остановились на трёх, это здоровьесбережение: физкультура и спорт (разучивание и проведение физкультминуток, спортивных дел); труд (уход за цветами, порядок в классе, подготовка к уроку доски); культура и образование (разработка классных часов, подготовка сообщений к календарным датам, поздравление именинников, знакомство и обсуждение поучительных притч). Каждому микроколлективу достаётся одно направление,  после чего распределяются обязанности, и идёт работа в течение двух недель. Затем выполнение анализируется на классном часе (что удалось сделать, что не получилось и почему, каждый из ребят оценивает степень своего участия в деятельности группы и отмечает с помощью цвета свой вклад в дело (зелёный – всё удалось, жёлтый – старался, но не всё получилось, красный – не получилось)). Это работа групп постоянна в течение года.

Но в процессе воспитательной работы создаются и распадаются временные микрогруппы. Так микроколлективы могут создаваться на короткое время (классный час, другое внеклассное дело) и на длительное время (подготовка и проведение совместного творческого дела). Возникают ситуации, когда педагогически оправдано поменять состав микроколлективов, например, с целью сплочения всего классного коллектива, расширения опыта делового общения, организации сотворчества с лучшим результатом.

Чтобы разбить детей на творческие группы я использую различные приемы. Так, например, лидеры (назначены учителем) выбирают в классе человека, с которым бы они хотели пойти вместе в трудный поход (выполнить сложное поручение, обменяться впечатлениями о прочитанной книге), а затем это же делают дети, которых уже выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик – девочку и так до тех пор, пока класс не разобьется на группы.

Во всей микрогруппе не сразу могут возникнуть взаимные симпатии, но в парах они уже есть. В дальнейшей совместной работе их легче создавать и в группе

*работа с классным уголком. Вся наша жизнь отражается в классном уголке (смена направлений работы микрогрупп, их названия (фото детей), девиз, что интересного случилось в коллективе, поздравления с днём рождения и особыми успехами в учёбе, творчестве и спорте).

*принцип привлекательности будущего дела.

Я стараюсь увлекать ребят конечным результатом выполняемого дела. Важно учитывать и опираться на личные интересы детей. Радостная перспектива – этим приёмом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. Показ красивого, прекрасного в природе, в искусстве, в поступках, во взаимоотношениях людей. Возникает желание познавать, беречь, развивать в себе эту красоту. Доброе дело – этот приём возбуждает чувство радости от доброго дела для других людей, вера в возможность его совершить. Творческое исследование (как лучше совершить дело). Преодоление трудностей на пути к поставленной цели – появляется чувство радости от их преодоления. Необычное, таинственное – возникает желание открывать неизвестные тайны. Весёлое, задорное – уместная добрая шутка, которая не только рассмешит, но и заставит задуматься. Совместные игры в микрогруппах, совместное проведение времени вне школы.

*принцип успешности. И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Я как классный руководитель вижу  участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её стараюсь оценить. Иногда добрым словом (наедине, при всех детях, при родителях); иногда отметить грамотой (в нашем классе учреждён лист рекордов – за творческую активность, за участие в конкурсах, акциях и другие), поощрением в дневнике или небольшим сюрпризом. Хорошее дело никогда стараюсь не оставлять не замеченным.

Ещё до начала обучения в первом классе, я начинаю знакомство со своими будущими учениками в период адаптивной школы. За это время стараюсь как можно больше узнать о них. Составляю очень подробную анкету для родителей, где прошу рассказать о том, что может и умеет делать ребёнок, кто с ним проводит большую часть времени, какой детский сад посещал, как готов к обучению в школе, хочет ли ходить в школу. А во время занятий в адаптивной школе наблюдаю за детьми, отмечаю для себя с каким темпераментом, с каким качеством подготовки к обучению, с какими интересами придут они 1 сентября. И уже к началу обучения я составляю программу деятельности  с классным коллективом, ставлю цели и задачи нашей будущей совместной жизни.

Планирование работы происходит по семи направлениям:

*Умелые руки не знают скуки (трудовые дела) – это и подготовка к выставке поделок из природного материала, и работа в «Книжкиной больнице», и соучастие в выставке «Семейные умельцы», и изготовление поделок, открыток  к различным праздникам, и подготовка,  украшение кабинета к новогодним праздникам, участие в конкурсах рисунков, плакатов и т.д.

*Вот мой дом родной (краеведение) – это посещение ЦРНК «Лад», краеведческого музея г. Шадринска и выезды в другие города и сёла, операция «Поиск», традиционные походы по родному краю, с последующим отчётом, классные часы по краеведению с

приглашением известных людей города.

*Защитим и сохраним (экология) – посещение станции юных натуралистов, посещение выставок животных, выезды в зоопарк, участие в конкурсах рисунков, плакатов, выпуске листовок, газет, проведение классных часов по теме в разных формах.

*Проект «Классное здоровье или ход конём» (здоровьесбережение) – разные виды инструктажей, участие в традиционном осеннем кроссе и пробеге, посвящённому Дню Победы, посещение бассейна, катка, прогулки на лыжах, катание с горки, проведение спортивных игр и эстафет, выезды в аквапарк, разучивание подвижных игр, упражнений для осанки, зрения, выпуск санбюллетеней, классные часы по теме.

*Хочу стать взрослым (шефство) – подготовка и выступление агитбригад по ПДД, ЗОЖ,  шефство над слабоуспевающими одноклассниками, шефство над тем детским садом, откуда пришли большинство ребят из класса.

*Время жить с добрым сердцем ( благотворительность) – акция «Милосердие»(сбор вещей, игрушек, канцелярских принадлежностей для ЦСЗ населения), помощь ветеранам, пожилым людям.

*Красота спасёт мир (художественно – эстетическая и интеллектуальная деятельность) - посещение спектаклей шадринского драматического театра, мероприятий для младших школьников библиотек города, других учреждений культуры, приезжих театров и цирков, выезды в другие города, подготовка и проведение традиционных праздников в лицее и классе (День Знаний, День рождения класса, Посвящение в лицеисты, Дни именинников, Новый год – репетиция и постановка спектакля, праздник для пап, Мамин праздник, окончание учебного года «Перелистывая страницы учебного года»,тематические праздники и классные часы на параллели, интеллектуальные часы в разной форме, участие в предметных неделях, олимпиадах и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней).

   Выстраивая план деятельности ученического коллектива, я опираюсь на анализ учебно – воспитательной работы, ведь «Умение предвидеть – это, прежде всего умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки сегодняшних успехов и недостатков», - писал В.А.Сухомлинский.

  Очень часто на классных часах устраиваем с ребятами «мозговой штурм» - когда дети по очереди предлагают чтобы они хотели провести, какие дела выполнить. Причём, если готовится большой праздник, то и к нему записываются и прорабатываются предложения всех учеников классного коллектива, а уже затем распределяются обязанности по подготовке. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать им готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

  Воспитательная система класса – максимально открытая система. Родители, педагоги предметники, работники учреждений дополнительного образования, медицинский работник лицея, социальный педагог, педагог – организатор, психолог, логопед, библиотекарь школьной библиотеки – наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. На каждый год планируется взаимодействие со всеми этими людьми. Особое внимание я как классный руководитель уделяю процессу занятости моих детей во внеурочное время в кружках и секциях.

    Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы ребёнок в течение четырёх лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из следующих потенциалов личности: нравственный (ценностно-ориентировочный), познавательный, коммуникативный, художественный, физический, трудовой.

    Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

·        Сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;

·        Развитость креативных способностей обучающихся;

·        Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

·        Сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями я использую следующие методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:

 

*выявление уровня воспитанности (отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду, любознательность; отношение к физическому труду, трудолюбие; отношение к людям, доброта и отзывчивость; отношение к себе, самодисциплина);

*диагностическая методика «Солнце, дождик, тучка»;

*методика изучения удовлетворённости обучающихся школьной жизнью;

*социометрическое исследование;

*определение ценностных ориентаций личности по методике «Что важнее?»;

*анкетирование «Интересы досуг»;

*тренинги и игры на развитие коммуникативных умений;

*сочинения – рассуждения на нравственные темы (материал пословиц, высказываний великих людей, афоризмы);

*оформление летописи класса (фотографии, комментарии к ним, грамоты, дипломы)

     Перечисленные методики и другие, используемые мной позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

 

  

 

 

Литература

1. Григорьев Д. В. Духовное и социальное в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. – С. 47 – 51.

 

2. Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах».          В.В.Воронов

Категория: Мои статьи | Добавил: Ариша (18.12.2013)
Просмотров: 2230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz