ОРГАНИЗАЦИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.
Л.В.Федотова
учитель начальных
классов, 4 класс А
Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если человек проявляет
плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже
объясняется воспитанием или скорее его отсутствием. Благодаря воспитанию человек
развиваясь, готовится к жизни в обществе, среди людей, к цивилизованному
поведению, у него формируются такие качества как гражданственность, гуманизм, любовь к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбие,
уважение к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, он
учится разумному удовлетворению своих потребностей, способам самореализации
возможностей.
Кроме того, современная теория
считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном
взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию
деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных
сдвигах в сознании и поведении школьника. Воспитывать - это значит
организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно
со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.[2] А
человек, который в наше время призван целенаправленно управлять процессом
развития личности, конечно же, классный руководитель.
Процесс воспитания реализуется в последовательном
решении ряда педагогических ситуаций, системе действий по реализации процесса
воспитания. Она включает в себя этапы:
- диагностика (изучение) воспитанников и определение
задач воспитания;
-
проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка
содержания, методов, форм);
- организация педагогического взаимодействия
(реализация планов);
- рефлексия (проверка,
оценка результатов)
Затем все повторяется в следующем цикле
воспитательной работы. А вот об эффективности воспитательного процесса следует
судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше
результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне
воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых
признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность
коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие
нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности
определяется методами диагностики.[ 2 ]
Приходит время, и первоклассники спешат на встречу с
первым учителем, с новым, важным в жизни каждого школьника, человеком. Учитель начальных
классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими,
конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может
помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо,
уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю,
обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. И мой опыт
говорит о том, что такой путь есть, он основан на принципах
личностно-гуманного и деятельностного подхода, на идее сотрудничества.
Главным
в воспитании, с точки зрения деятельностного подхода, является совместная
деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Я
стараюсь их вырабатывать вместе с детьми. Этот совместный поиск ценностей, норм
и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного
процесса. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или
менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение
для их развития и воспитания.
Они важны и для меня,
так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие
отношения, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных
переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников
друзьями на всю жизнь.
Личность младшего школьника духовно
обогащают следующие «способы
совместного бытия педагога и детей, детей друг с другом:
·
в познавательной сфере – со-зерцание,
со-средоточение, со-отнесение, со-поставление, со-мнение;
·
в эмоциональной сфере – со-участие, со-переживание,
со-чувствие, со-страдание;
·
в поведенческо-волевой сфере – со-зидание,
со-трудничество, со-действие, со-противление, со-ревнование
Именно в области духа мы с детьми –
со-трудники» [1, с.51].
Организуя
жизнь классного коллектива, начиная с первых дней, стараюсь придерживаться
следующих принципов:
*воспитание
– это жизнь рядом и вместе, наладить такие взаимоотношения с детьми и их
родителями, чтобы им хотелось общаться с классным руководителем. При встрече с
родителями рассказываю что-нибудь интересное о ребёнке, которого учу,
интересуюсь жизнью ребёнка в семье, другими членами семьи. На родительских собраниях не говорю
ничего плохого – ни о взрослых, ни о детях, стараюсь найти и рассказать о том,
что хорошо, что получилось, открыть и показать что-то новое в детях;
* изучение
особенностей воспитанников и мониторинг воспитательного процесса. Сделать
воспитательную работу более эффективной помогает диагностика индивидуальных
особенностей личности ребёнка (общие сведения, способности, темперамент, тип
личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень
воспитанности) и межличностных отношений в коллективе (социометрия,
социально-психологический климат в классе).
* педагогика
сотрудничества. Опираясь на известную методику организации коллективного
творческого дела И. П. Иванова, я выработала свою систему включения школьников
в отношения сотрудничества в микрогруппах, когда весь цикл – от зарождения идеи
до получения результата – я прохожу вместе с моими детьми, обеспечивая их
личностное включение во все этапы деятельности. С первого года обучения, со дня
рождения нашего класса, появились и органы самоуправления – малые творческие
группы и актив класса. Когда прошла целенаправленная работа по знакомству детей
друг с другом, я провела социометрическое исследование, по итогам которого
выявились лидеры (пять человек). Школьники, набравшие большее количество
выборов, стали один лидером класса, другой старостой. Оставшиеся трое ребят –
стали лидерами групп, затем они выбрали по одному человеку, с которым бы они
хотели пойти вместе в трудный поход, а затем это же делали дети, которых уже
выбрали. По условию девочка выбирает мальчика, мальчик выбирает девочку, и так
до тех пор, пока класс не разобьётся на группы. Каждый микроколлектив
определяется с названием и девизом.
Далее ребята определили, какие дела нужно выполнять. Так
мы остановились на трёх, это здоровьесбережение: физкультура и спорт (разучивание и проведение физкультминуток,
спортивных дел); труд (уход за
цветами, порядок в классе, подготовка к уроку доски); культура и образование (разработка классных часов, подготовка
сообщений к календарным датам, поздравление именинников, знакомство и
обсуждение поучительных притч). Каждому микроколлективу достаётся одно
направление, после чего распределяются
обязанности, и идёт работа в течение двух недель. Затем выполнение
анализируется на классном часе (что удалось сделать, что не получилось и
почему, каждый из ребят оценивает степень своего участия в деятельности группы
и отмечает с помощью цвета свой вклад в дело (зелёный – всё удалось, жёлтый –
старался, но не всё получилось, красный – не получилось)). Это работа групп
постоянна в течение года.
Но в процессе
воспитательной работы создаются и распадаются временные микрогруппы. Так
микроколлективы могут создаваться на короткое время (классный час, другое
внеклассное дело) и на длительное время (подготовка и проведение совместного
творческого дела). Возникают ситуации, когда педагогически оправдано поменять
состав микроколлективов, например, с целью сплочения всего классного
коллектива, расширения опыта делового общения, организации сотворчества с
лучшим результатом.
Чтобы разбить
детей на творческие группы я использую различные приемы. Так, например, лидеры
(назначены учителем) выбирают в классе человека, с которым бы они хотели пойти
вместе в трудный поход (выполнить сложное поручение, обменяться впечатлениями о
прочитанной книге), а затем это же делают дети, которых уже выбрали. По условию
девочка выбирает мальчика, мальчик – девочку и так до тех пор, пока класс не
разобьется на группы.
Во всей микрогруппе не сразу
могут возникнуть взаимные симпатии, но в парах они уже есть. В дальнейшей
совместной работе их легче создавать и в группе
*работа
с классным уголком. Вся наша жизнь отражается в классном уголке (смена
направлений работы микрогрупп, их названия (фото детей), девиз, что интересного
случилось в коллективе, поздравления с днём рождения и особыми успехами в
учёбе, творчестве и спорте).
*принцип привлекательности
будущего дела.
Я
стараюсь увлекать ребят конечным результатом выполняемого дела. Важно учитывать
и опираться на личные интересы детей. Радостная перспектива – этим приёмом
возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. Показ
красивого, прекрасного в природе, в искусстве, в поступках, во взаимоотношениях
людей. Возникает желание познавать, беречь, развивать в себе эту красоту.
Доброе дело – этот приём возбуждает чувство радости от доброго дела для других
людей, вера в возможность его совершить. Творческое исследование (как лучше
совершить дело). Преодоление трудностей на пути к поставленной цели –
появляется чувство радости от их преодоления. Необычное, таинственное –
возникает желание открывать неизвестные тайны. Весёлое, задорное – уместная
добрая шутка, которая не только рассмешит, но и заставит задуматься. Совместные
игры в микрогруппах, совместное проведение времени вне школы.
*принцип успешности. И
взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Я как классный руководитель
вижу участие каждого ребёнка во
внеклассной работе и по достоинству её стараюсь оценить. Иногда добрым словом
(наедине, при всех детях, при родителях); иногда отметить грамотой (в нашем
классе учреждён лист рекордов – за творческую активность, за участие в
конкурсах, акциях и другие), поощрением в дневнике или небольшим сюрпризом.
Хорошее дело никогда стараюсь не оставлять не замеченным.
Ещё до начала обучения в первом
классе, я начинаю знакомство со своими будущими учениками в период адаптивной
школы. За это время стараюсь как можно больше узнать о них. Составляю очень
подробную анкету для родителей, где прошу рассказать о том, что может и умеет
делать ребёнок, кто с ним проводит большую часть времени, какой детский сад
посещал, как готов к обучению в школе, хочет ли ходить в школу. А во время
занятий в адаптивной школе наблюдаю за детьми, отмечаю для себя с каким
темпераментом, с каким качеством подготовки к обучению, с какими интересами
придут они 1 сентября. И уже к началу обучения я составляю программу
деятельности с классным коллективом,
ставлю цели и задачи нашей будущей совместной жизни.
Планирование работы происходит по семи направлениям:
*Умелые руки не знают
скуки (трудовые дела) – это и подготовка к выставке поделок из природного
материала, и работа в «Книжкиной больнице», и соучастие в выставке «Семейные
умельцы», и изготовление поделок, открыток
к различным праздникам, и подготовка,
украшение кабинета к новогодним праздникам, участие в конкурсах
рисунков, плакатов и т.д.
*Вот мой дом родной (краеведение) – это посещение ЦРНК «Лад»,
краеведческого музея г. Шадринска и выезды в другие города и сёла, операция
«Поиск», традиционные походы по родному краю, с последующим отчётом, классные
часы по краеведению с
приглашением известных людей
города.
*Защитим и сохраним (экология) – посещение станции юных
натуралистов, посещение выставок животных, выезды в зоопарк, участие в
конкурсах рисунков, плакатов, выпуске листовок, газет, проведение классных
часов по теме в разных формах.
*Проект «Классное здоровье или ход конём» (здоровьесбережение) –
разные виды инструктажей, участие в традиционном осеннем кроссе и пробеге,
посвящённому Дню Победы, посещение бассейна, катка, прогулки на лыжах, катание
с горки, проведение спортивных игр и эстафет, выезды в аквапарк, разучивание
подвижных игр, упражнений для осанки, зрения, выпуск санбюллетеней, классные
часы по теме.
*Хочу стать взрослым (шефство) – подготовка и выступление
агитбригад по ПДД, ЗОЖ, шефство над
слабоуспевающими одноклассниками, шефство над тем детским садом, откуда пришли
большинство ребят из класса.
*Время жить с добрым сердцем ( благотворительность) – акция
«Милосердие»(сбор вещей, игрушек, канцелярских принадлежностей для ЦСЗ
населения), помощь ветеранам, пожилым людям.
*Красота спасёт мир (художественно – эстетическая и интеллектуальная
деятельность) - посещение спектаклей шадринского драматического театра,
мероприятий для младших школьников библиотек города, других учреждений
культуры, приезжих театров и цирков, выезды в другие города, подготовка и
проведение традиционных праздников в лицее и классе (День Знаний, День рождения
класса, Посвящение в лицеисты, Дни именинников, Новый год – репетиция и
постановка спектакля, праздник для пап, Мамин праздник, окончание учебного года
«Перелистывая страницы учебного года»,тематические праздники и классные часы на
параллели, интеллектуальные часы в разной форме, участие в предметных неделях,
олимпиадах и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней).
Выстраивая план деятельности ученического коллектива, я опираюсь на
анализ учебно – воспитательной работы, ведь «Умение предвидеть – это, прежде
всего умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки
сегодняшних успехов и недостатков», - писал В.А.Сухомлинский.
Очень часто на классных часах устраиваем с ребятами «мозговой штурм» -
когда дети по очереди предлагают чтобы они хотели провести, какие дела
выполнить. Причём, если готовится большой праздник, то и к нему записываются и
прорабатываются предложения всех учеников классного коллектива, а уже затем
распределяются обязанности по подготовке. Основная цель развития творчества
детей заключается в том, чтобы не дать им готовые знания, а подтолкнуть их к
поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься,
эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Воспитательная система класса – максимально открытая система. Родители,
педагоги предметники, работники учреждений дополнительного образования,
медицинский работник лицея, социальный педагог, педагог – организатор,
психолог, логопед, библиотекарь школьной библиотеки – наши сотоварищи и на
уроках, и во внеклассной деятельности. На каждый год планируется взаимодействие
со всеми этими людьми. Особое внимание я как классный руководитель уделяю
процессу занятости моих детей во внеурочное время в кружках и секциях.
Вся деятельность по построению и развитию
воспитательной системы класса направлена на то, чтобы ребёнок в течение четырёх
лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному
педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы. Образ
выпускника складывается из следующих потенциалов личности: нравственный
(ценностно-ориентировочный), познавательный, коммуникативный, художественный,
физический, трудовой.
Критериями эффективности воспитательной
системы класса являются следующие:
·
Сформированность личности с социальными нормами
поведения во всех сферах жизни человека;
·
Развитость креативных способностей обучающихся;
·
Проявление индивидуальности каждого ученика и
классного сообщества в целом;
·
Сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными
критериями я использую следующие методики изучения результативности
учебно-воспитательного процесса:
*выявление уровня воспитанности
(отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду,
любознательность; отношение к физическому труду, трудолюбие; отношение к людям,
доброта и отзывчивость; отношение к себе, самодисциплина);
*диагностическая методика
«Солнце, дождик, тучка»;
*методика изучения
удовлетворённости обучающихся школьной жизнью;
*социометрическое исследование;
*определение ценностных
ориентаций личности по методике «Что важнее?»;
*анкетирование «Интересы досуг»;
*тренинги и игры на развитие
коммуникативных умений;
*сочинения – рассуждения на
нравственные темы (материал пословиц, высказываний великих людей, афоризмы);
*оформление летописи класса
(фотографии, комментарии к ним, грамоты, дипломы)
Перечисленные методики и другие,
используемые мной позволяют получить необходимую и достоверную информацию о
развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества,
использовать её при планировании организации воспитательного процесса и
жизнедеятельности класса.
Литература
1. Григорьев Д. В. Духовное и социальное
в воспитании человека // Народное образование, №1, 2010. – С. 47 – 51.
2. Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в
двух словах». В.В.Воронов
|