Воскресенье, 19.05.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS

"РАЗУМка"

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ТЕМЕ: «ФГОС НОО. ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС НОО.»
[ Скачать с сервера (74.0 Kb) ]20.10.2014, 18:35

УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ТЕМЕ: «ФГОС НОО. ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФГОС НОО.»

Л.В.Федотова

МКОУ «Лицей №1», учитель начальных классов

Цели:
•ознакомление  родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
• знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения
Задачи:

  • дать представление о том, что такое ФГОС;
  • познакомить родителей с формами организации внеурочной деятельности учащихся  и её содержанием;
  • обратить внимание на то, как родители могут участвовать в реализации идей ФГОС нового поколения;
  • рассказать о значении Портфолио и дать рекомендации по его оформлению.

Оборудование:

  •  чистые листы – по количеству участников собрания;
  • наборы карточек со словами, определяющими качества личности ребёнка – по количеству групп;
  • Портфолио  ученика;
  • компьютер, мультимедиапроектор, ММП
    Форма организации – групповая работа (работают 3 группы)
                                                                       Ход собрания
    1. Приветственное слово учителя.
    - Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть. Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Я очень надеюсь на взаимопонимание и сотрудничество, тем более, что нам с вами предстоит быть в каком-то роде первооткрывателями. Мы вместе с нашими детьми отправляемся в увлекательное путешествие по дорогам знаний. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более  что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, активными и самостоятельными людьми.
    Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме на сегодняшний момент. Давайте приступим к работе, надеюсь, что это родительское собрание будет для вас полезно и интересно.
    2. Введение в тему собрания.
    - Знакома ли вам аббревиатура ФГОС? Давайте попробуем её вместе расшифровать и объяснить  (выслушиваются варианты, предположения, сравниваются с правильным ответом на слайде).

- С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и наша школа,  перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральный государственный  образовательный стандарт  (ФГОС НОО) представляет собой совокупность требований, обязательных  при реализации программы начального общего образования  образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.  

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение)

Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

3.Создание проблемной ситуации и организация групповой работы «Мозговой штурм»

- Давайте попробуем сейчас определить те вопросы, которые появились у вас, когда вы узнали о том, что ребёнок будет учиться в соответствии с новыми стандартами. Поработайте в группах, определив, на ваш взгляд, главные 3-4 вопроса.

 Возможные вопросы родителей: что является отличительной особенностью нового Стандарта от предыдущих? Какие требования к результатам учащихся устанавливает Стандарт? Не отразится ли это на здоровье школьников, не будет ли перегрузок? и т.д.

- Давайте заслушаем ваши вопросы и попробуем найти на них ответы.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Я думаю, вы тоже согласитесь с древней китайской пословицей, которая  гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь»

Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого школьника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный.  Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».  Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

 Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Эта позиция также является для школы принципиально новой.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Педагогами разработана  Программа духовно-нравственного развития и воспитания.

В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы. Какими же качествами он должен обладать, давайте попробуем выделить из того многообразия, который вам предложен. (Работа в группах по отбору качеств, характеризующих «портрет» выпускника начальной школы)

Теперь давайте сравним  то, что у вас получилось,  с формулировкой из Стандарта «портрет» ученика начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. На сегодняшний день в этом направлении школа имеет положительный опыт: учащиеся начального звена уже осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.  Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения.

   Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

            Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

            Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

            В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

            Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

 

4. Знакомство с формами организации внеурочной деятельности обучающихся и её содержанием.
Уважаемые, родители! Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Это означает, что образовательная программа школы включает как обязательные занятия, так и занятия по выбору. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. На неё отводится 10 часов в неделю во второй половине дня, т е. в среднем по 2 часа каждый день. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с вами родителями обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Выбор направлений и форм занятий будет формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). У вас есть анкета, которую вы заполните дома. Материалы данного исследования предполагают изучение потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени ваших детей. Мы ознакомимся с ними и учтём при планировании внеурочной деятельности.
Во внеурочную деятельность могут входить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д., в которых вы можете принять активное участие.
Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.
5. Знакомство с формами участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Каковы же формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения?
Во-первых, между школой и родителями должна быть информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства. Это характеризует не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации.
Во-вторых, объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Данный вид деятельности предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.
Формы участия родителей в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; семейные альбомы;
мероприятия: “День рождения класса”, “Литературные гостиные”, “Счастливый случай”, “Вместе весело шагать”; конференция “Круг семейного чтения”; совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года; выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”; совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.
Проведение открытых мероприятий для родителей:
конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”; конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”; конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”; организация благоустройства и озеленения класса и школьного двора; ремонт и оформление классных кабинетов.
В-третьих, управленческая деятельность. Здесь предполагается участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни, а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой;
беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса; обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Работа в составе Совета лицея:
участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах),
проведение общешкольных классных родительских собраний, в рамках которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями, а также участие родительской общественности в разработке плана реализации ФГОС и Концепции.
Хочу обратить ваше внимание на ещё одну проблему – это здоровье детей.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа Здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей. Здесь, вы, уважаемые, родители можете оказать учителю неоценимую помощь. Проведение таких мероприятий как конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, турпоходы или прогулки на лыжах, спартакиады, товарищеские встречи по футболу, хоккею или баскетболу приблизит родителей к детям, помогут сделать их жизнь в школе ещё интересней.

6. Знакомство с Портфолио.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Большинство учеников уже с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Педагогами накоплен опыт оценивания текстовых умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Основными целями составления портфолио являются:

- сбор, систематизация  и фиксация  результатов развития ученика, его усилий, достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся. 

Минимальная структура включает в себя наличие титульного листа, краткой автобиографии, режима дня, а также разделы «моя школа» (мой класс, мои учителя, моя учеба), «мои увлечения», «творчество», «мой город», «мои достижения», «мои работы». Обязательными в портфолио ученика 1 класса являются разделы с официальной документацией (копии дипломов, грамоты, благодарности и др.) и отзывами и рекомендациями педагогов.

    -В качестве примера, рассмотрите, пожалуйста, портфолио ученика из предыдущего моего выпуска.
8. Подведение итогов собрания: обратная связь.

- Давайте подведём итог нашему родительскому собранию. Перед вами мишень, подойдите, пожалуйста, к доске и поставьте соответсвующий знак в тот круг, в зависимости от вашего восприятия нашей с вами работы. Центральный круг-оценка содержания собрания; средний круг-оценка сотрудничества с другими родителями; внешний круг-оценка собственной деятельности участниками собрания.

+ -  доволен

● -  удовлетворен

V -  можно и получше

Проект «Наша новая школа» и ФГОСС НОО предполагают расширить задачи родителей при получении нашими детьми образования. Сегодня это и забота об интеллектуальном и общекультурном развитии своих детей, и содействие их саморазвитию и самопознанию, конкурентоспособности. Родители обязаны сопровождать личностный рост ребенка на протяжении всей его школьной жизни в тесном сотрудничестве сначала с первой учительницей, потом с классным руководителем и учителями-предметниками.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ваш ребенок, ваша любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.
Любите ребенка сегодня таким, как он есть, помогайте ему, берегите его!


Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/

2. http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/o_fgos/0-74

 

 

 

 

Категория: Родительские собрания | Добавил: Ариша
Просмотров: 406 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz